Уличные художники не любят подписывать свои работы, и уж тем более не вешают на них таблички с описанием, как в музее. Зачастую арт-объекты прячутся от посторонних глаз в уголках забытых улиц и на фасадах разрушенных домов. Некоторые украшают безликие здания яркими историями у всех на виду. Чаще всего у работ есть глубокий смысл, но обычно знает о нем лишь сам автор и его окружение. Я решила во что бы то ни стало попасть в круг посвященных и напросилась в друзья к уличной художнице Лене Лисице, которая провела для меня экскурсию по своим творениям.
Работы Лены я регулярно встречаю на улицах в историческом центре города, но даже не предполагала, что делает их девушка. В Нижнем Новгороде есть несколько известных стрит-райтеров, но все они мужчины. И познакомившись с Леной, я была приятно удивлена. Она любит изображать на стенах старых домов растительную тематику, если увидите одуванчик – главный символ ее уличного творчества – знайте, это ее работа. Так почему же именно этот цветок так любит художница? Во-первых, по признаниям автора, одуванчик — символ детства и памяти.
«Как-то осенью я возвращалась домой после работы и рядом со Студенческим мостиком увидела лежащий на земле у мусорных баков старый советский фотоальбом. Ветер листал его и выдувал фотографии. На контейнерах рядом висела поношенная одежда, были какие-то потрепанные книги. И, глядя на все это, ты понимаешь, что был человек, скорее всего сейчас его уже нет. Родственников не осталось, поэтому новые владельцы жилья вынесли и выбросили его вещи. И об этом человеке уже больше никто не вспомнит. Он исчезает, а вместе с ним все его воспоминания, друзья, любови, горести. Так и одуванчик. Он рождается, цветет, затем разлетается по ветру и исчезает, как большинство воспоминаний», — объясняет художница.
Символизм работ Лены очень глубок и чаще всего имеет социальный подтекст. Однако мы, обычные прохожие, вряд ли понимаем, что именно закладывал в тот или иной объект сам автор. Было бы здорово, если бы у каждого рисунка была информационная табличка с описанием, но уличное искусство противоречит принципам музейности.
«Я ставлю названия к своим работам в «Вконтакте», но не пишу их на стенах. Но когда рисунок выходит позорным, я оставляю свою подпись прямо на нем, чтобы помнить, что я накосячила и больше так не надо. Чтобы все знали, кто тут опозорился, — смеется Лена. — Я ориентируюсь на то, что человек пришел, увидел картинку, и у него создаются какие-то собственные впечатления».
В августе 2017 года на счету Лены Лисицы уже 21 работа. От прошлогодних творений нижегородской художницы осталось всего два: что-то закрасили, что-то сняли, у «Девочки с яблоком» украли бутафорское яблоко. Но она признается, что никогда не жалеет о том, что исчезло. Уличное искусство недолговечно и часто у него немного времени, чтобы рассказать нам свою историю.
«Чтобы получить желанное яблоко, ребенок может и яблоньку сломать. Чтобы получить землю, можно и дом спалить. Но я ни на что не намекаю…»
«Я стараюсь разбрасывать свои работы в разных местах города, преимущественно в центре. Но в этом году я сосредоточила свое внимание на улице Грузинской. Как-то совершенно случайно шла там и мне очень понравились три дома, за роспись которых я и принялась».
«Жизнь в доме исчезает тогда, когда в окнах пропадает свет»
Одна из самых ярких, пугающих и в то же время притягательных работ Лисицы красуется на фасаде дома №55 по улице Ильинской. На портретах изображены три женщины разного возраста.
«Изначально я хотела напомнить современным нижегородцам о том, что и до них были люди, которые жили в этом городе, любили его, в этих старых домах теплилась жизнь. Мало того, что мы не бережем, не ухаживаем за своим жильем, но еще и ратуем за то, чтобы его сносить. Эти женщины на портретах — хранительницы очага, которые когда-то жили в этом месте», — рассказывает Лена.
«На места, покинутые человеком, всегда приходят новые жители. Меняются формы, жизнь остается».
Меня всегда интересовало, кем же являются уличные художники в реальной жизни, ведь сегодня заработать своим талантом могут очень немногие. Специальность Лисицы не имеет ничего общего с творчеством — она делопроизводитель. Кстати, родом Лена с Кубани.
Еще один оригинальный стрит-арт объект авторства Лены Лисицы расположен на расселенном доме №6 по улице Гоголя по соседству с другим старинным домом, о котором я уже писала. Художница разрисовала проемы между окнами голубыми узорами на белом фоне и назвала работу «Фаянсовой чашкой». И это ее творение тоже имеет социальный подтекст.
«Банка краски стоит 800 рублей. Чтобы покрасить вот эту вот часть фасада, у меня ушло около трети банки. Я закрасила небольшой белый кусок, и дом сразу же стал выглядеть иначе, плюс она залепила какие-то мелкие трещинки. Это говорит о том, что за своим жильем просто банально надо ухаживать. Почему в этом доме, где жило несколько семей, никто не захотел что-то сделать? Почему мы ждем что-то от администрации, от каких-то депутатов? Почему бы самостоятельно не выдернуть этот американский клен, который растет на фасаде и разрушает фундамент?»
Маршрут нашей экскурсии начался от Черного пруда и закончился на Ильинке. Лена показала мне несколько своих работ, а также рассказала о стрит-арте коллег-художников, который встречался нам на пути. Каждый новый объект казался мне особенным и неповторимым, со своей уникальной историей и тонкой душой. Но больше всего почему-то запомнилась нарисованная кукла в нарисованном окне заброшенного дома у Почаинского оврага. Называется работа «Забытые в доме тени» и, наверное, не нуждается в описании.
Лена разрисовала старинную печь в выселенной двухэтажке, в которой, тем не менее, все еще живут люди. Этот заброшенный дом стал пристанищем для бездомных, у которых нет жилья и нет выбора. Старый дом все еще помнит своих прежних хозяев: в квартирах остались ставшие ненужными предметы быта, мебель, игрушки. Это и есть те самые тени, отголоски прошлой жизни, которая когда-то была здесь яркой и молодой.
___________________________________________________
Комментарии: