Экспедиция к уникальному 300-летнему судну-беляне, обнаруженному на Ветлуге

В 2015 году во время сплава по Ветлуге группа туристов сделала неожиданное открытие. Они увидели торчащие из берега кусочки деревянной конструкции, напоминающие большую лодку. Как позже выяснилось, это останки старинного речного судна, затопленного здесь около 300 лет назад. Сейчас этот уникальный объект планируют перевезти в Нижний Новгород и создать специально для него музей. В очередную экспедицию на Ветлугу к месту раскопок беляны мы отправились в компании нижегородских тревел-блогеров, а также сотрудников министерства культуры и Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.До Ветлуги мы ехали из Нижнего Новгорода больше трех часов. Там, на севере области, уже началась зима, бесконечная тайга мерцала в окне автобуса белыми пятнами, то и дело шел снег. Проезжали мимо полузаброшенных деревень, атмосфера в этих краях в ноябре конечно депрессивная, на мой взгляд, сюда лучше ехать летом. Но северная часть Нижегородской области имеет свой удивительный, загадочный, манящий и неповторимый колорит и историю. Сюда определенно хочется вернуться.

Добравшись до нужной остановки, мы вышли из автобуса и пошли пешком по полю около километра до реки. На берегу нас встретил директор НГИАМЗ Юрий Филиппов и отвез на лодке на противоположный берег, где идут раскопки.

Прибыв на место, мы увидели специалистов в работе но, вместо осмотра археологической находки, сразу же побежали греться к костру, ну очень холодно на природе у воды. Само судно удалось увидеть лишь частично, поскольку после обнаружения и раскопа, его снова закопали (законсервировали), чтобы оно не пострадало. Ведь объекту, пролежавшему более 300 лет в определенной среде, лучше в ней и оставаться. Как только деревянный корпус древней беляны достанут на поверхность, он подвергнется разрушительному воздействию света и воздуха. Именно поэтому нужна специальная химическая консервация.

Кстати, во время раскопок специалисты сделали интересное предположение относительно того, почему же беляна не дошла до пункта назначения, а оказалась брошена. Судя по всему, на судне был пожар, из-за чего оно и затонуло. Огонь уничтожил верхнюю палубу до ватерлинии, но низ корабля, который находился в воде, сохранился. Все, кто был тогда на беляне, вероятно, попрыгали в реку, спасаясь, а потом разбежались. Ведь уничтожение в огне такого судна — это огромные убытки, за которые вряд ли кто хотел отвечать.

Беляну планируют перевезти в Нижний Новгород для реставрации, а перед этим необходимо изучить состояние древесины. На объект приезжали специалисты из Москвы, они взяли образцы дерева, которые отправили на исследование в столицу. Результаты помогут понять, каким образом лучше законсервировать старинную находку, как реставрировать и перевозить судно.

Корабль планируют доставить по частям в Нижний Новгород и специально для него построить отдельный павильон. Там будет проходить реставрация и в последствии будет создан речной музей. Длина ветлужской беляны предположительно 80 метров, в действующих музеях города вряд ли найдется подходящее для нее помещение. Руководитель экспедиции, директор НГИАМЗ Юрий Филиппов считает, что подходящим местом для этого может стать набережная на улице Марата в Нижнем Новгороде в районе цирка. Чтобы переместить судно, придется построить понтонный мост через Ветлугу и создать подъездные пути к месту раскопок.

Что же такое беляна? Это удивительное, гениальное изобретение жителей Ветлуги, созданное для перевозки леса по реке. В Нижегородском и Костромском крае с XVI века жители ветлужских земель начали строить сплавные одноразовые суда, которые не смолились, потому были белыми, отсюда и пошло название беляна. Эти суда в пункте назначения полностью разбирались и из них строились дома, то есть от беляны в конце пути не оставалось и следа.

С первыми морозами мужики из поветлужских деревень, специализировавшиеся на дереводобывающем промысле, уходили на «лесование» — жили несколько месяцев в лесу, валили лес. Строилась беляна не на воде, а на берегу, а весной в половодье, когда река выходила из берегов, судно смывало в Ветлугу и она плыла. Ее перегоняли вниз по течению без парусов и бурлаков, используя тяжелые гири для поворотов в нужное направление. Перегонявшие ее рабочие возвращались домой пешком или подрабатывали, нанимаясь бурлаками, и тянули баржи вверх по Волге до Нижнего Новгорода.

Беляна проходила около 3 500 километров по Ветлуге и по Волге до губерний, бедных деревом. Разгружали суда в Саратове, Волгограде и Астрахани, именно там их разбирали полностью. Почти все старинные астраханские дома построены из ветлужского белянного леса.

Последняя беляна совершила свой эпохальный путь в 1939 году по Волге. Предположительно, после войны было собрано еще две или три беляны, которые отправились в Сталинград для восстановления разрушенного города.
Вот такая удивительная наша история! Репортаж из экспедиции смотрите в моем инстаграме @travelblognn в сохраненных сториз в папке «Беляна».

__________________________________________

 

Комментарии:

Добавить комментарий