Когда-то на радиоастрономической станции «Зименки» в Кстовском районе изучали солнечную активность и даже пытались поймать сигналы инопланетных цивилизаций. Не где-то в далекой Америке, а прямо рядом с нами, представляете? У меня голова кружится от подобных находок. Сейчас же обсерватория уже не занимается поисками НЛО, а в период долгой заброшенности много уникального оборудования распилили на металлолом. Но и даже то, что осталось, очень интересно и привлекательно. Да и истории о исследованиях сигналов внеземной жизни добавляют таинственности и интриги. Ну что, поехали?
В очередное путешествие по Нижегородской области я отправилась на автомобиле Hyundai Tucson, который любезно предоставил на тест-драйв автосалон «Нижегородец» на Московском шоссе. Машина для поездки была выбрана не случайно — добраться до радиоастрономической станции в Зименках на седане было бы не так-то просто, и кроссовер Tucson оказался отличной машиной для периодически встречающегося на пути бездорожья.
Находится обсерватория в 29 километрах от Нижнего Новгорода (это расстояние навигатор проложил из точки отправления Гребной канал). И да, в навигаторе этот пункт назначения отмечен, так что проблем с поисками у вас не возникнет.
Виды по пути впечатляющие, особенно между селом Великий Враг и непосредственно Зименками. Дорога уводит в гору, некоторое расстояние приходится ехать по небольшому «серпантину», и мысли на секунду уносятся в настоящие романтические горные тропы. А внизу протекает Волга, на панорамы которой можно любоваться со смотровых площадок. По пути в Зименки мы заехали на пляж в селе Великий Враг, он как раз находится перед подъемом на «серпантин». На горе виден православный храм Казанской иконы Божией Матери постройки 1792 года, является памятником архитектуры федерального значения. В древности на этом месте находилась основанная в XIV веке пустынь Великовражского мужского Московского Симонова монастыря. 2 февраля 1550 года во время второго похода на Казань пустынь посетил царь Иван Грозный, в память о чём оставил здесь икону святителя Николая.После пляжа мы поднялись на гору и перед табличкой «Зименки» свернули налево в поисках смотровой площадки. Не успели доехать до главной точки нашего маршрута, а машина уже побывала в «диких» условиях и выглядит крайне фотогенично, все как я люблю. Tucson одинаково хорошо идет как по прямой дороге, так и по холмистым тропинкам, которые в моих путешествиях неизменный маст хэв.
Проехать к обрыву не удалось, рисковать тестовой машиной мы не стали. Но там, где заканчивается последний забор жилого домовладения, начинается небольшая уютная тропка к откосу, по ней я пошла пешком, чтобы запечатлеть открывающийся с высоты пейзаж. Усыпанная облетевшими листьями дорожка в обрамлении склонившихся над ней деревьев добавляет атмосферы загадочности этому месту. Если бы не яркое солнце, можно было бы смело сравнить территорию с кадрами из фильма «Сонная лощина». Уверена, что летом виды на реку отсюда гораздо ярче и интереснее, но путешествовать и открывать новые места хочется круглый год. Да и осенью у природы свое особое очарование.
После небольшой прелюдии к основному действу мы отправились наконец к радиоастрономической обсерватории. По пути к ней нас встретили жилые дома, которые когда-то были построены для сотрудников станции, а дальше мы свободно проехали на территорию через старые проржавевшие ворота.
Миновали какие-то старые хозпостройки, охранников, ни слова нам не сказавших. Проехали мимо валявшихся на земле радиотелескопов, ставших с годами металлоломом. Я было подумала, что слишком уж все как-то легко и просто, что где-то будет подвох. И он, конечно же, появился.
Подвох оказался металлическим забором с колючей проволокой, и тут я поняла, что опоздала на пару лет. Перед поездкой я конечно читала, что попасть на территорию станции невозможно, что сейчас она охраняется. Но внутренний авантюрист надеялся, что удастся увидеть хоть что-то. И конечно он не ошибся.Еще недавно обсерватория была заброшена и почти не охраняема, оборудование, которое там находилось, было попилено на металлолом. Но некоторое время назад в станцию вновь вдохнули жизнь, и сейчас она под присмотром.Согласно данным из Википедии, радиоастрономическая станция «Зименки» — это обсерватория, основанная в 1947 году, принадлежала Научно-исследовательскому радиофизическому институту. Этот комплексный многофункциональный полигон был создан для наблюдения за Солнцем в нашей и других солнечных системах. Станция являлась «выносным диагностическим пунктом» полигона «Вальсурск» и проводила радионаблюдения солнечной активности.
В 1960-хх годах в «Зименках» проводились наблюдения по программе «Галактика», ученые искали радиосигналы от инопланетных цивилизаций, исследовали 11 звезд солнечного типа в радиусе 100 световых лет от Солнца, и галактику Андромеды.
Обсерватория была законсервирована в 2000-х годах, тогда на ее территории находилось несколько радиотелескопов, самый большой из них можно было увидеть с Волги. На сегодняшний день сохранился всего один радиотелескоп — РТ-15-2. На фото ниже видна панорама станции до обнесения ее забором.
Мы пытались подъехать к станции с разных сторон, чтобы понять, откуда открывается лучший обзор, и оказалось, что лучше всего видны остатки былой мощи рядом с главными воротами, куда вас и должен привести навигатор. Справа от въезда на территорию пройдите несколько метров вдоль стены и сможете рассмотреть тарелку более детально.
О том, что сейчас происходит в зименковской обсерватории, широкой аудитории неизвестно. Говорят, что там вновь собираются проводить исследования, а, возможно, уже этим занимаются. Не смотря на поиски инопланетян, сигналы с других планет там так и не были обнаружены (согласно данным из открытых источников). Некоторые в шутку сравнивают станцию «Зименки» с «Зоной 51» в США — военной базой, где якобы проводились секретные эксперименты над НЛО.
В любом случае, путешествие сюда считаю удавшимся и очень интересным, исследовать новые территории, открывать прежде неизвестные объекты и находить пути в непроходимых лесах — вот где настоящий экшн!
Ну и конечно вся прелесть такой поездки в хорошей машине. Hyundai Tucson меня порадовал своей проходимостью, удобством панели управления, небольшими приятными деталями в виде места для хранения телефона, разъемами для зарядного устройства. А еще понравился багажник, который не только открывается одним нажатием кнопки, но и закрывается также, водитель может при этом не покидать салона. Спасибо компании «Нижегородец» за предоставленный на тест-драйв автомобиль и за поддержку идеи с таким вот путешествием. Будем и дальше вместе с «Нижегородцем» прокладывать нестандартные маршруты, следите за нашими приключениями!
________________________________________
Старые проржавевшие ворота отлично закрываются на большой замок.
Вам очень повезло что вас не отловили и не сдали в полицию за незаконное проникновение на территорию.
Читайте внимательнее) мы не проникали на территорию, мы находились за воротами, и по фото это понятно!