Многие ошибочно считают, что в Нижегородской области совсем нечего смотреть, некуда ехать и нет ничего интересного в принципе, а все достопримечательности сводятся к Нижегородскому кремлю и Чкаловской лестнице. Ну Покровку с Рождественской иногда вспоминают. Мы же с вами к числу невеж относить себя не будем, а будем изучать родные края и находить в них изюминки, которые порой потрясают воображение. И в этой статье речь пойдет об уникальном усадебном комплексе в Гагинском районе — усадьбе Пашковых, который находится хоть и в печальном состоянии, но все же погулять там ну очень интересно.
Ехать в Гагино из Нижнего Новгорода долго, больше двух часов, но ландшафты вдоль трассы такие, что не заскучаешь. То и дело возникают ассоциации с итальянской Тосканой. В красивейшем месте мы живем, товарищи! В это путешествие лучше всего отправляться в конце лета или в начале осени, когда можно застать поля с подсолнухами, зрелище незабываемое.
А еще хорошо совместить посещение усадьбы Пашковых с усадьбой Жомини, которая находится в нескольких километрах. О ней есть отдельная статья.
Территория усадьбы огорожена и находится в частных руках. Внутрь можно попасть за 100 рублей, которые нужно заплатить встречающему вас охраннику. Сразу же при входе гостей встречает вот такая симпатичная скульптура. Это хоть и новодел, но создает особую атмосферу старины. Дальше взору открываются развалины флигеля, в котором когда-то жил управляющий усадьбой. Выглядит это разрушенное строение интересно за счет облюбовавших его зарослей виноградника.
А еще сразу бросается в глаза аккуратно постриженный газон. За усадьбой следят и ухаживают новые владельцы.
В интернете я смогла найти информацию о том, что комплекс в настоящее время принадлежит владельцу гипсового пешеланского завода «Декор-1» Виктору Лаврову.
Сам главный усадебный дом, некогда поражавший своим величием, сейчас по сути своей является печальным скелетом, который хорошенько обглодали в лихие девяностые. Но как ни странно, эта грандиозная развалина выглядит очень притягательно, и как-то не верится, что все это находится недалеко от Нижнего Новгорода. Мощные стены из красного кирпича были украшены белыми декоративными элементами, по проекту выстроены башенки, дымоходы и эркеры, дом получился на английский манер, этакий романтический британский замок. На первом этаже при жизни первых владельцев располагались 15 бальных залов, большая библиотека с рукописями времен Ивана Грозного, пропавшая в советское время, на втором этаже было выстроено 25 комнат для самих хозяев.
В 19 веке село Ветошкино, где находится усадьба, перешло во владение семейства Пашковых. Александр Ильич Пашков женился на богатой наследнице Дарье Ивановне Мясниковой, и свое семейное гнездо они стали строить именно здесь. Здание состоит из двух разных частей – юго-восточной более скромной и более помпезной северо-западной, которая появилась уже позже и достраивалась внуком первых хозяев – Александром Васильевичем.
Усадьба занимала большую территорию и имела несколько хозяйственных построек — флигель, погреб-ледник, сад, два пруда. Ледник был создан в насыпном холме, сейчас там расположился музей чайников и «Трапезная для челяди».
После смерти Александра Васильевича Пашкова (внука первых владельцев) усадьбу унаследовал его сын – Василий Александрович. Он проповедовал религию евангелистов седьмого дня, был организатором и идейным вдохновителем известной в те времена религиозной секты «пашковцев». Подрывая устои православия, он навлек на себя гнев правящей верхушки, за что был выслан из страны. Переехав в Лондон, он оставил в усадьбе в Ветошкино жену и троих дочерей.
После революции комплекс побывал в разных руках, а в тридцатые годы здесь расположился «Ветошкинский сельскохозяйственный техникум», который находился там до девяностых годов и поддерживал состояние усадьбы в удовлетворительном состоянии. А в 1994, когда старинный замок опустел, его обокрали. Говорят, что утащили паркет, перила из мореного дуба и другие уникальные предметы старины. Чтобы скрыть преступление, здание подожгли, преступников так и не нашли. После пожара, который уничтожил шикарный дворец 19 века, местные жители растаскивали остатки былого величия на стройматериалы, но в 2005 усадьбу выкупило московское холдинговое предприятие «Синь России», владельцем которого является Виктор Лавров.А это винные погреба, немного жуткое место, из которого хочется поскорее убраться.
Легенды усадьбы
Одна из легенд гласит, что на постройку главного усадебного дома был взят кирпич с разобранного специально для этого монастыря. И якобы настоятель обители проклял будущую усадьбу. Есть даже срок действия проклятья — двести лет. И скоро он подойдет к концу. Возможно, это место все-таки будет ждать новая яркая жизнь, когда проклятье закончится.
Вторая легенда связана с загадочной организацией, которую во все времена окутывали тайны и мифы — масонами. Считается, что хозяева усадьбы принадлежали масонскому ордену, потому в некоторых частях комплекса можно встретить различные масонские символы и знаки, а также черепа и сакральные книги. И якобы даже усадебный парк был разбит по вполне конкретным масонским традициям.
Третья легенда сообщает нам о существовании тайного подземного прохода из кабинета хозяина к реке Пьяна. Дворянские семьи любили устраивать подобные секретные сооружения на своих территориях, использовали их в том числе для того, чтобы после охоты с добычей возвращаться быстро и удобно через подземелье сразу в дом, где уже ждала прислуга.
Статья написана по материалам ряда интернет-источников.
________________________________________
мне понравилась Ваша история. Моя бабушка \урожденная Буравкова\ Софья Николаевна Лукина родом из этих мест. А мамины тетушки в 1974 году говорили, что она из рода Романовых. Бабушка воспитывалась у господ, т\к была сиротой и у нее был брат Харитон, который умер потом от голода. По рассказам бабушки, господа уехали за границу , а ее выдали замуж за бедного, но мастерового человека Лукина Алексея Александровича. И еще она говорила, что ее отец был управляющим у господ. Его жена влюбившись в цыгана уехала с ним в Самару, бросив детей . В Самаре она умерла от болезни и похоронена была на ныне Хлебной площади.