Известный уличный художник Нижнего Новгорода Никита Nomerz и все, что вы хотели о нем знать

Нижний Новгород давно называют неофициальной столицей уличного искусства. В нашем городе в закоулках и дворах, на стенах разрушенных домов и на фасадах зданий можно найти сотни потрясающих, ярких работ, таящих в себе глубокий смысл и порой загадочные истории создания. А нижегородские художники стараются не только отобразить социальные проблемы и заставить нас задуматься, но еще и стремятся превратить Нижний в город-квест. Никогда не знаешь, за каким углом поджидает очередное творение. В этом интервью известный и талантливый художник Никита Nomerz приоткроет завесу в параллельный творческий мир нашего города.

Увлечение Никиты стрит-артом началось еще в школьное время и продолжается спустя долгие годы.

«В старших классах я увлекся хип-хоп культурой, и стал замечать рисунки в городе и в клипах на ТВ. Тогда это все только зарождалось и меня это очень зацепило. Мне всегда было интересно рисовать, искать новые формы искусства. В то время стрит-арт в мире был не особо распространен, что уж говорить о Нижнем Новгороде. Я начал рисовать граффити примерно в 2005 году, часто рисовали с друзьями совместные работы. Вообще граффити – это работа со шрифтами и буквами, но я всегда больше уделял внимание персонажам, которые дополняли шрифтовые композиции моих друзей. Большой творческий путь мы прошли с Артемом Филатовым, у нас была команда и часто мы рисовали совместно, сейчас же мы развиваемся, как сольные уличные художники».

Многие не видят разницы между граффити и стрит-артом, а между тем, она велика. Граффити – это чаще всего никнеймы, названия команд художников, нанесенные на какие-либо объекты. Часто на стенах домов или сооружениях можно увидеть непонятные наборы букв, расшифровать которые могут только те, кто в теме.

«Существует два типа граффити-работ – первое направление называется «бомбинг», в нем основной акцент на количество, а не на качество. Это делается быстро и в самых видных местах. И конечно преимущественно это вандализм. Но мне с самого начало нравилось создавать качественные и сложные работы. Такое направление в граффити на сленге называется «райтинг». Обычно райтеры выбирают спокойные места, где можно потратить много времени на создание работы. В 2007-2009 годах у меня был такой переходный период в творчестве, я начал осваивать новые техники, пробовать делать трафареты, плакаты, работать с пространством, все это меня привело меня уже в русло стрит-арта».

В некоторых городах и странах власти всячески поддерживают уличных художников, дают им простор для творчества, благодаря чему, к примеру, в Лиссабоне (Португалия) заброшенные дома превратились в невероятные объекты уличного искусства, посмотреть на которые съезжаются туристы со всего мира. Было бы здорово и в Нижнем Новгороде сделать нечто подобное, ведь у нас таких же печальных зданий в городе немало. Но пока официально разрешенных мест для рисования нет.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«В нашем городе есть несколько так называемых «холл-оф-фэймов» для создания граффити, это те места где негласно можно рисовать. Но до сих пор не появилось не одного официального отведенного места для легального рисования. Первым граффити «холл-оф-фэмом» были стены на стадионе «Водник», потом появилась подстанция во дворах Большой Печерской, одно время активным местом была стройка за легендарным синим забором. Сейчас рисуют граффити под метро-мостом. Кстати у меня есть одна идея, возможно в этом году в рамках фестиваля «Место» мы организуем первую в городе легальную площадку для граффити райтеров и уличных художников, где каждый желающий сможет делать свои работы».

Чаще всего интересные арт-объекты прячутся в труднодоступных местах – во дворах, куда никто не заглядывает, на стенах заброшек и разрушек. Однако бывает и так, что городская администрация дает официальное добро художникам на то, чтобы те разрисовали, скажем, фасад многоквартирного жилого дома в центре города. Обычно это происходит в рамках фестивалей.

В уличном искусстве каждый может увидеть что-то свое. К примеру, работа Nomerza «Атлант» на улице Гаршина показывает человека, который поддерживает дом. По задумке автора, он как бы удерживает строение от падения с обрыва, у которого оно находится. Но некоторые нижегородцы считают, что атлант пытается наоборот столкнуть дом с горы. Этим стрит-арт и интересен.

«Атлант»

«В 2016 году в Нижнем Новгороде проходил фестиваль «Новый город: Древний» — это социальная проект про борьбу за сохранность старых домов. И у меня появился образ атланта, который держит этот дом на Гаршина. Там на фасаде пошла трещина из-за того, что это бывший мешочный цех, но со временем дом «нарастили», сделали к нему пристрой и заселили людей. И вот на этой пристроенной части пошла трещина. Поэтому атлант – поддерживает здание».

«Большой брат»

Одна из самых знаменитых работ Никиты – «Большой брат», или как ее еще называют «кричащая башня». Это часть заброшенной Куйбышевской водокачки, расположенной неподалеку от Молитовского моста на берегу Оки. Она появилась в 2010 году и стала первой работой из серии «Живые стены».

«Однажды я увидел эту башню и решил преобразить объект, в голове сразу сложился образ. Идея «Живых стен» проста – игра с пространством, с архитектурными объектами, чтобы подчеркнуть их особенности и как-то оживить. Потому что у каждого строения есть своя душа, история, характер, лицо. Место всегда диктует некий образ и правила игры, и ты подстраиваешься под объект».

Я отказался от этой серии, так как со временем стал чувствовать скованность. Ведь главным был не я, как автор, а сами стены.

Город играет совершенно иными красками, когда не просто замечаешь арт-объекты, но еще и узнаешь их истории создания. К примеру, работа Никиты «Узник» на улице Октябрьской связана с армией. Когда герой этой статьи получил повестку, он решил изобразить на заброшенном строении в деревянном квартале человека за решеткой. Эта «живая стена» символизировала временную несвободу самого автора, в которой он должен был оказаться во время службы.

«Узник»

Новый стиль работ Никиты Nomerza – серия «Части целого» – появился уже после его возвращения из армии.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«Идея проекта заключается в том, что все работы на городских стенах – это единая история. Каждый фрагмент – часть целой картины. Персонажи разбиты на грани, частицы, и из них образуются цельные герои и сюжеты. Каждый человек сам по себе цельный, но в то же время личность наполняется из разных источников: знакомств, встреч, знаний, прочитанных книг. Каждая работа имеет отсылки к будущей или к прошлой работе какими-то деталями и символами. Но все они отчасти абстрактные и прочитывать их можно отдельно друг от друга и по-своему, что я тоже очень приветствую. Сейчас это некий калейдоскоп из одних и тех же деталей, которые каждый раз складываются в новую картину. И зритель может увидеть в них как мои личные переживания и идеи, так и что-то свое. Они рассчитаны больше на внутренние ощущения».

Работы знаменитого британского уличного художника Бэнкси поклонники воруют прямо вместе со стенами. Но и наши нижегородские уличные художники могут «похвастаться» своими фанатами. Некоторые работы имеют небольшой срок жизни. Их портят, снимают, а иногда и крадут. Знаменитые «кирпичики» Ивана Серого со звездочетом и комнаткой одинокой бабушки стащили неизвестные вскоре после установки. Да и работы Никиты, как выяснилось, попадают в частные коллекции.

«Однажды зимой я нарисовал на фанере большое панно и повесил в Плотничном переулке во дворах на деревянном сарайчике. Это был герой, который пробирается сквозь ветви, герой, который пророс корнями, как и наш город пророс старыми деревянными домами. Провисела она там довольно долго, я ее хорошо закрепил саморезами. Работа находилась в укромном месте, таком непроходимом. Но через несколько месяцев я обнаружил, что она пропала. Сначала подумал, что могли скрутить местные жители, которым что-то не понравилось. Но вот, проходит несколько месяцев, мне скидывают фото через третьи руки из квартиры, где над диваном висит эта самая работа. Кто-то снял и повесил ее у себя дома».

Работа, которая теперь висит у кого-то дома над диваном

Конечно, обидно, когда такое происходит, но ребята стараются относиться к этому явлению философски. И, кстати, даже имеют подозреваемых.

«На презентацию моего проекта «Точки» на «Ночи музеев» в 2017 году пришло много гостей. Был один мужчина, а я тогда публично еще нигде не рассказывал о том, что того человека с корнями из Плотничного переулка скрутили и над диваном повесили, и спрашивает меня, как я отношусь к тому, что мои работы крадут? Я сразу удивился, откуда он знает? А потом он так нехотя признался, что это его знакомый забрал. И говорит, а вы знаете, что еще одну вашу работу стащили? Может, конечно, это он сам и был, но мне не удалось его расспросить из-за большого количества посетителей мероприятия. И мне кажется, что, возможно, и работы Вани Серого, и фанерные уличные работы Андрея Оленева в коллекции этого человека. В том, что это не просто вандализм, я уверен».

Фестивали – еще одна большая тема уличного искусства. В 2017 году Никита организовал в Нижнем Новгороде фестиваль «Место» при поддержке департамента культуры города. Приезжали художники из разных регионов страны, которые украсили своими рисунками стены нижегородских домов. И в 2018 году это яркое культурное событие вновь повторится.

«И в том году, и сейчас фестиваль создается на энтузиазме, у нас нет больших спонсоров, серьезной поддержки и большой команды. Поэтому, конечно, не так просто делать подобные проекты. В том году после окончания фестивальной программы я так устал, что думал, это последний раз, когда я с нуля буду делать такие истории. Но время прошло, и осталось больше положительных воспоминаний и хороший результат, поэтому было решено попробовать сделать фестиваль ежегодным. И тогда, и сейчас всё делается без гонораров, команда организационная, все приезжие художники и волонтеры фестиваля работают за идею, из-за любви к городу и искусству. Здорово, что проект обрастает единомышленниками. Я очень благодарен всем кто поддерживает и участвует в проекте!».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Фестиваль в этом году будет разбит на этапы. Первый основной этап с приездом художников и созданием новых стрит-арт объектов запланирован уже в мае.

«В течение лета и осени будут еще дополнительные активности, мы проведем серии стрит-арт экскурсий, лекции, мастер-классы, будет показ документального бразильского фильма про уличное искусство. Скоро в нашем паблике мы начнем рассказывать про участников и публиковать программу фестиваля, поэтому подписывайтесь и следите за анонсами. Старт фестивальной программы этого года начнется с презентации печатного каталога про «Место – 2017», тираж которого я буквально на днях забрал из типографии. Экземпляров всего 100 штук, все подписаны и пронумерованы. Эти журналы можно найти у друзей и партнеров фестиваля в галерее «9Б», «Совке» и магазине «Kink store».     

Это слайд-шоу требует JavaScript.

«В прошлом году фестивальная программа проекта «Место» организовывалась вокруг премьерной презентации моего документального фильма «В открытую», это большое исследование про стрит-арт и граффити в России. Я занимался съемкой этого проекта на протяжении 6 лет путешествуя по всей стране. Я собрал очень много материала, снимал процесс создания уличных работ, фестивальные и выставочные практики. Основой фильма стали записанные интервью, в которых одни из лучших отечественных художников рассказывают про то, кто они, как, зачем и для кого создают работы в городской среде. Это очень важный для меня проект, которому я посвятил много времени, сил и энергии. Очень рад был наконец презентовать это кино в том году. Состоялось более 30 публичных показов фильма в 28 городах России. А теперь фильм доступен для свободного просмотра. По сути, это первый полноценный документальный фильм про стрит-арт и граффити в нашей стране. И хотя я не претендую на высокую роль в кино-искусстве, думаю тем, кому близка тема стрит-арта, будет интересно посмотреть этот фильм и возможно открыть для себя некоторые тонкости уличного  искусства».

 

Фото для статьи предоставлены Никитой Nomerz.

 

Читайте также: «Что скрывают подворотни: прогулка по нижегородскому стрит-арту»

 

________________________________________

Комментарии:

Добавить комментарий