Сто лет назад под Нижегородским кремлем проходила подземная линия фуникулера, соединяющая низину с холмом. В народе этот транспорт назывался элеватором. Конным повозкам было тяжело справляться с подъемами по холмистой местности центральной части Нижнего Новгорода, и тогда было решено построить принципиально новый вид транспорта. Сейчас о нем напоминают лишь каменные стенки между Северной и Часовой башнями.
Построили фуникулер к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Он соединял конечную станцию трамвайной ветки, проходившую по улице Рождественской от съезда с плашкоутного моста (на его месте сейчас Канавинский) до Скобы, с трамвайной линией, которая вела из Кремля по Большой Покровской через Малую Покровскую и далее по Похвалинской улице к Смирновскому саду (сейчас на его месте отель Azimut). Общая длина линии Кремлевского элеватора составляла 133,12 метра, время в пути – полторы минуты.
Фуникулер в кремле не требовал электричества и работал за счет силы тяжести. В каждом вагоне были установлены емкости для воды. Когда один вагончик поднимался вверх, его наполняли водой, а в том, что опускался, одновременно жидкость сливалась. Под силой тяжести верхний опускался вниз, а легкий нижний поднимался.
Станции кремлевского элеватора располагались по разные стороны кремлевской стены. Часть пути вагон фуникулера следовал по подземному тоннелю. В каждом вагончике было по две каюты с сидячими и стоячими местами. Говорят, что билет на этот транспорт стоил недешево и позволить его себе могли только богатые купцы.
С другой стороны улицы Рождественской, где сейчас находится Канавинский мост, располагался второй фуникулер – Похвалинский. У подножья холма построили здание городской электростанции, которое выходило прямо на плашкоутный плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда. Здание станции было также пунктом посадки на элеватор.
Прекратили свою работу оба фуникулера – Кремлевский и Похвалинский – в 1926 и 1927 году соответственно в связи с развитием в городе трамвайной сети.
За качественные современные фото спасибо Александру Липину.
_____________________________________________
Комментарии: